↑ Наверх

Забыли пароль? Зарегистрироваться
Не обновлялось более 6 месяцев

В.А. Богуслаев

Генеральный директор

+3 показать телефон+38 (0617) 20-49-53

Адрес: Запорожье, ул. Новопесчаная, 14
Телефон:

+3 показать телефон+38 (0612) 61-47-77

Факс:

+3 показать факс+38 (0612) 61-60-07

Сайт: www.motorsich.com

Обзор

ОАО "Мотор Сич" (Украина, г. Запорожье) – одно из самых крупнейших в мире предприятий по выпуску авиадвигателей. Кроме этого оно более 35 лет занимается разработкой и изготовлением мобильных газотурбинных электростанций мощностью 1; 2,5; 6 и 8 МВт.

I Закончена модернизация и успешно проведены межведомственные испытания электростанции "Мотор Сич ПАЭС-2500Г-Т10500", являющейся приемницей множества модификаций электростанций мощностью 2,5 МВт, изготавливавшихся в течение последних 3х десятилетий (рис.1).


           (рис.1)
 

Ее отличительными особенностями являются:

1) Использование полуприцепа-фургона собственного производства (ВМЗ), состоящего из расположенных на одной раме двух отсеков (моторный и кабина оператора), между стенками которых выполнен воздушный зазор 50 мм. Вследствие этого уровень шума в кабине оператора не превышает санитарных норм.

2) Применение газотурбинного привода ГТЭ-МС-2,5 (рис.2),

http://www.fis.ru/files/7563726.jpg
        (рис.2)

обладающего повышенными надежностью (межремонтный ресурс – 25 000 часов) и экономической эффективностью (К.П.Д. – 24 %), в который входят:

-            редуктор РС-3/12 уменьшенной виброактивности, усиленной конструкции;

-               валопровод с фрикционной предохранительной муфтой;

-               блок современной газорегулирующей аппаратуры;

-               диффузорная газоотводящая труба;

-               улучшенная система смазки (чистота фильтрации масла – 10 мкм);

подвеска двигателя, обеспечивающая простоту центровки и замены привода.

3)            Использование специально разработанного малогабаритного синхронного генератора с современной бесщеточной системой возбуждения (исполнение 10,5 кВ и 6,3 кВ), для защиты которого применен цифровой блок защиты генератора производства фирмы «Дженерал электрик», удовлетворяющий требованиям действующих правил и совместимый с современной системой автоматического управления и контроля.

4)        Использование специально разработанной системы  автоматического управления и контроля, выполненной на базе современной микропроцессорной техники, позволяющей обеспечить требуемый высокий уровень автоматизации (3я степень автоматизации).

5)        Использование специально разработанного  комплектного распределительного устройства КРУ ЭГ-2,5.

6)        Использование современных систем газовой безопасности, автоматического пожаротушения, шумоглушения всасывания и выхлопа.

В настоящее время активно ведется разработка электростанции мощностью 2,5 МВт, работающей на газообразном и жидком топливах с автоматическим переходом работы привода электростанции с одного вида топлива на другой, без снятия нагрузки.

 

II Блочно-транспортабельные электростанции ЭГ-6000 и ЭГ-7000 (рис.4) характеризуются использованием в них современных высокоэкономичных газотурбинных приводов АИ-336 (Д-336), выполненных по трехвальной схеме с трехступенчатой силовой турбиной (рис.3).

http://www.fis.ru/files/7563727.jpg

(рис.3)

Электростанции ЭГ-6000 и ЭГ-7000 номинальной мощностью,       соответственно 6,08 МВт и 7,73 МВт, по всем показателям удовлетворяют современным требованиям к данному виду продукции.

С 2002 года малыми сериями выпускаются газотурбинные электростанции семейства ЭГ 6000. Выпущено несколько модификаций электростанций, которые успешно эксплуатируются в различных климатических условиях:

1) холодного климата - на Игольско-Таловом месторождении ОАО «ТОМСКНЕФТЬ» в составе одноименной ГТЭС  - «Мотор Сич ГТЭ-6/6,3 М1 УХЛ1», где:

ГТЭ - газотурбинная энергетическая установка;

6       - мощность электрическая номинальная МВт;

6,3    - генерируемое напряжение кВ;

М1    - порядковый номер модернизации;

УХЛ1   - климатическое исполнение по ГОСТ 15150-69.                                                             

 2) теплого климата -   в городе Славянск-на-Кубани на ОАО «РОСНЕФТЬ» -  «Мотор Сич ЭГ 6000Т-Т10500-3ВНМ1УХЛ1», где:

         ЭГ     - электростанция газотурбинная;

            6000    - мощность электрическая номинальная кВт;

            Т          -  блочно-транспортабельное исполнение;

            Т          - трехфазный переменный ток;

            10500 - генерируемое напряжение,  В;

3          - степень автоматизации по ГОСТ 23377-84;

В         - воздушный способ охлаждения;

Н         - контейнерное исполнение;

М1      -  модернизация с порядковым номером 1(2,3,…)

http://www.fis.ru/files/7563728.jpg
         (рис.4)

Модификации отличаются, кроме величины генерируемого напряжения, способом запуска первичного двигателя.

 В первой модификации использован электрический способ запуска – от электрического стартера  (асинхронного трехфазного электродвигателя),  во второй  – пневматический способ (от пневматического стартера, источником сжатого воздуха для которого служит вспомогательная силовая установка (ВСУ) – дополнительный газотурбинный двигатель, входящий в состав электростанции).

Пневматический способ запуска обладает тем преимуществом, что придает электростанции полную автономность т.к. для ее запуска и работы не требуются дополнительные источники энергии.

Вторым преимуществом этой модификации является наличие в составе электростанции эффективного источника тепловой и электрической энергии – ВСУ, что позволяет осуществить операции подготовки к запуску (включая обогрев) в минимальные сроки и безопасными (с пожарной точки зрения ) средствами.

Несомненным преимуществом модификации с электрическим запуском является упрощение конструкции и заметное снижение трудоемкости изготовления электростанции.

Конструкция электростанций постоянно совершенствуется. Так, опираясь на накопленный опыт проектирования и эксплуатации,  учитывая  разнообразные требования заказчиков, готовится к производству новая модификация электростанции - ЭГ-6000МС, разработанная на базе хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации и освоенных в производстве модулей,  агрегатов и сборочных единиц электростанций предыдущих модификаций.

Несмотря на значительную унификацию, новая электростанция имеет ряд существенных отличий:

1)      Существенно изменена конструкция блока газотурбогенератора – он выполнен  двухсекционным (контейнер ГТП и контейнер турбогенератора), в результате чего максимальный вес наибольшего блока снижен с 47 т до 28т, что значительно упрощает транспортировку изделия.

2)      Разработана новая система вентиляции, в которой использованы частотно-регулируемые электрические привода вентиляторов, что позволяет повысить долговечность электродвигателей и уменьшить расход электроэнергии  на собственные нужды электростанции. Уменьшение сопротивления на выхлопе вентиляторов позволило повысить эффективность вентиляции без увеличения мощности и размеров вентиляторов.

В настоящее время ведется проектирование электростанции

ЭГ-7000 МС.

Использование в ЭГ 7000 МС сборочных единиц и деталей с базовых моделей позволит достичь высокого уровня унификации и значительно сократить затраты и сроки разработки и изготовления электростанции.

 В сравнении с базовыми моделями настоящий проект предусматривает целый ряд прогрессивных конструктивных решений, позволяющих значительно повысить технико-экономические, эксплуатационные и др. показатели изделия. Следует отметить самые значительные из них:

а) система  автоматического управления, построенная по принципу иерархической структуры обработки информации и функциональным разделением устройств автоматизации для обработки измеряемых величин, дискретного управления и регулирования по функциональным зонам;

б) система возбуждения бесщёточная диодная с цифровой системой управления турбогенератора;

в) вентиляционные установки с частотно управляемым электроприводом;

г) разбираемый на транспортируемые блоки  (блок ГТП и блок генератора) блок газотурбогенератора;

д) универсальность конструкции, позволяющая обеспечивать поставку продукции заказчику в требуемом исполнении без пересмотра конструкторской документации;

е) выполнены расчеты и рассмотрены варианты использования ЭГ 7000 МС в когенерационном цикле как на новых объектах, так и на модернизируемых ГТЭС.

 

III Электростанция ЭГ1000Т-Т400-3УХЛ1, мощностью 1000 кВт и напряжением 400 В разработана ОАО «Мотор Сич» и СНПП «Юпитер» в 2001г (рис.5). Блочная конструкция и полная автономность делают данную электростанцию незаменимой для энергоснабжения объектов нефтяной, газовой, агропромышленной и других отраслей хозяйства. Высокая степень автоматизации, хорошая экономичность двигателя, поддержание номинальной мощности до температуры +27°С – эти свойства делают изделие привлекательным для всех потребителей.

  http://www.fis.ru/files/7563729.jpg
                     (рис.5)

Ресурс и надежность работы обеспечивается применением серийно изготавливаемых  двигателей АИ-9В и ТВ3-117 (рис.6), модернизированного для работы на газе.

http://www.fis.ru/files/7563730.jpg

(рис.6)

Кроме того, в ходе переговоров с потенциальными заказчиками специалистами ОАО «Мотор Сич»  была выявлена необходимость обеспечения заданной мощности электростанции (класс мощности 1МВт) в условиях жаркого климата. Это послужило основанием для разработки новой газотурбинной электростанции ПАЭС 1100Г-Т400.

Применение в составе данной электростанции промышленного газотурбинного двигателя ТВ3-237 АГ, разработанного на базе турбовинтового двигателя  ТВ3-117ВМА-СБМ1, имеющего большую термодинамическую мощность, позволило не только существенно повысить мощность электростанции (более 1100 кВт) но поддерживать её номинальную величину при значительных температурах наружного воздуха (до +40°С). Электростанция ПАЭС1100 выполнена на базе полуприцепа фургона, что позволяет значительно снизить внешние габариты и материалоёмкость, а также повысить мобильность данного изделия.

Таким образом, электростанции ЭГ1000 и ПАЭС1100 предназначены закрыть нишу низковольтных электростанций, обеспечивающих (без применения дополнительных высоковольтных подстанций и распределительных устройств) потребность в источниках электроэнергии малой мощности, для питания собственных нужд различных объектов как в качестве резервного, так и основного (при отсутствии промышленной сети) источника питания.