В.А. Богуслаев
Генеральный директор
+3 показать телефон+38 (0617) 20-49-53
Каталог (3)
+3 показать телефон+38 (0612) 61-47-77
+3 показать телефон+38 (0612) 61-60-07
I Закончена модернизация и успешно проведены межведомственные испытания электростанции "Мотор Сич ПАЭС-2500Г-Т10500", являющейся приемницей множества модификаций электростанций мощностью 2,5 МВт, изготавливавшихся в течение последних 3х десятилетий (рис.1).
Ее отличительными особенностями являются:
1) Использование полуприцепа-фургона собственного производства (ВМЗ), состоящего из расположенных на одной раме двух отсеков (моторный и кабина оператора), между стенками которых выполнен воздушный зазор
2) Применение газотурбинного привода ГТЭ-МС-2,5 (рис.2),
обладающего повышенными надежностью (межремонтный ресурс – 25 000 часов) и экономической эффективностью (К.П.Д. – 24 %), в который входят:
- редуктор РС-3/12 уменьшенной виброактивности, усиленной конструкции;
- валопровод с фрикционной предохранительной муфтой;
- блок современной газорегулирующей аппаратуры;
- диффузорная газоотводящая труба;
- улучшенная система смазки (чистота фильтрации масла – 10 мкм);
подвеска двигателя, обеспечивающая простоту центровки и замены привода.
3) Использование специально разработанного малогабаритного синхронного генератора с современной бесщеточной системой возбуждения (исполнение 10,5 кВ и 6,3 кВ), для защиты которого применен цифровой блок защиты генератора производства фирмы «Дженерал электрик», удовлетворяющий требованиям действующих правил и совместимый с современной системой автоматического управления и контроля.
4) Использование специально разработанной системы автоматического управления и контроля, выполненной на базе современной микропроцессорной техники, позволяющей обеспечить требуемый высокий уровень автоматизации (3я степень автоматизации).
5) Использование специально разработанного комплектного распределительного устройства КРУ ЭГ-2,5.
6) Использование современных систем газовой безопасности, автоматического пожаротушения, шумоглушения всасывания и выхлопа.
В настоящее время активно ведется разработка электростанции мощностью 2,5 МВт, работающей на газообразном и жидком топливах с автоматическим переходом работы привода электростанции с одного вида топлива на другой, без снятия нагрузки.
II Блочно-транспортабельные электростанции ЭГ-6000 и ЭГ-7000 (рис.4) характеризуются использованием в них современных высокоэкономичных газотурбинных приводов АИ-336 (Д-336), выполненных по трехвальной схеме с трехступенчатой силовой турбиной (рис.3).
(рис.3)
Электростанции ЭГ-6000 и ЭГ-7000 номинальной мощностью, соответственно 6,08 МВт и 7,73 МВт, по всем показателям удовлетворяют современным требованиям к данному виду продукции.
С 2002 года малыми сериями выпускаются газотурбинные электростанции семейства ЭГ 6000. Выпущено несколько модификаций электростанций, которые успешно эксплуатируются в различных климатических условиях:
1) холодного климата - на Игольско-Таловом месторождении ОАО «ТОМСКНЕФТЬ» в составе одноименной ГТЭС - «Мотор Сич ГТЭ-6/6,3 М1 УХЛ1», где:
ГТЭ - газотурбинная энергетическая установка;
6 - мощность электрическая номинальная МВт;
6,3 - генерируемое напряжение кВ;
М1 - порядковый номер модернизации;
УХЛ1 - климатическое исполнение по ГОСТ 15150-69.
2) теплого климата - в городе Славянск-на-Кубани на ОАО «РОСНЕФТЬ» - «Мотор Сич ЭГ 6000Т-Т10500-3ВНМ1УХЛ1», где:
ЭГ - электростанция газотурбинная;
6000 - мощность электрическая номинальная кВт;
Т - блочно-транспортабельное исполнение;
Т - трехфазный переменный ток;
10500 - генерируемое напряжение, В;
3 - степень автоматизации по ГОСТ 23377-84;
В - воздушный способ охлаждения;
Н - контейнерное исполнение;
М1 - модернизация с порядковым номером 1(2,3,…)
Модификации отличаются, кроме величины генерируемого напряжения, способом запуска первичного двигателя.
В первой модификации использован электрический способ запуска – от электрического стартера (асинхронного трехфазного электродвигателя), во второй – пневматический способ (от пневматического стартера, источником сжатого воздуха для которого служит вспомогательная силовая установка (ВСУ) – дополнительный газотурбинный двигатель, входящий в состав электростанции).
Пневматический способ запуска обладает тем преимуществом, что придает электростанции полную автономность т.к. для ее запуска и работы не требуются дополнительные источники энергии.
Вторым преимуществом этой модификации является наличие в составе электростанции эффективного источника тепловой и электрической энергии – ВСУ, что позволяет осуществить операции подготовки к запуску (включая обогрев) в минимальные сроки и безопасными (с пожарной точки зрения ) средствами.
Несомненным преимуществом модификации с электрическим запуском является упрощение конструкции и заметное снижение трудоемкости изготовления электростанции.
Конструкция электростанций постоянно совершенствуется. Так, опираясь на накопленный опыт проектирования и эксплуатации, учитывая разнообразные требования заказчиков, готовится к производству новая модификация электростанции - ЭГ-6000МС, разработанная на базе хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации и освоенных в производстве модулей, агрегатов и сборочных единиц электростанций предыдущих модификаций.
Несмотря на значительную унификацию, новая электростанция имеет ряд существенных отличий:
1) Существенно изменена конструкция блока газотурбогенератора – он выполнен двухсекционным (контейнер ГТП и контейнер турбогенератора), в результате чего максимальный вес наибольшего блока снижен с 47 т до 28т, что значительно упрощает транспортировку изделия.
2) Разработана новая система вентиляции, в которой использованы частотно-регулируемые электрические привода вентиляторов, что позволяет повысить долговечность электродвигателей и уменьшить расход электроэнергии на собственные нужды электростанции. Уменьшение сопротивления на выхлопе вентиляторов позволило повысить эффективность вентиляции без увеличения мощности и размеров вентиляторов.
В настоящее время ведется проектирование электростанции
ЭГ-7000 МС.
Использование в ЭГ 7000 МС сборочных единиц и деталей с базовых моделей позволит достичь высокого уровня унификации и значительно сократить затраты и сроки разработки и изготовления электростанции.
В сравнении с базовыми моделями настоящий проект предусматривает целый ряд прогрессивных конструктивных решений, позволяющих значительно повысить технико-экономические, эксплуатационные и др. показатели изделия. Следует отметить самые значительные из них:
а) система автоматического управления, построенная по принципу иерархической структуры обработки информации и функциональным разделением устройств автоматизации для обработки измеряемых величин, дискретного управления и регулирования по функциональным зонам;
б) система возбуждения бесщёточная диодная с цифровой системой управления турбогенератора;
в) вентиляционные установки с частотно управляемым электроприводом;
г) разбираемый на транспортируемые блоки (блок ГТП и блок генератора) блок газотурбогенератора;
д) универсальность конструкции, позволяющая обеспечивать поставку продукции заказчику в требуемом исполнении без пересмотра конструкторской документации;
е) выполнены расчеты и рассмотрены варианты использования ЭГ 7000 МС в когенерационном цикле как на новых объектах, так и на модернизируемых ГТЭС.
III Электростанция ЭГ1000Т-Т400-3УХЛ1, мощностью 1000 кВт и напряжением 400 В разработана ОАО «Мотор Сич» и СНПП «Юпитер» в 2001г (рис.5). Блочная конструкция и полная автономность делают данную электростанцию незаменимой для энергоснабжения объектов нефтяной, газовой, агропромышленной и других отраслей хозяйства. Высокая степень автоматизации, хорошая экономичность двигателя, поддержание номинальной мощности до температуры +27°С – эти свойства делают изделие привлекательным для всех потребителей.
Ресурс и надежность работы обеспечивается применением серийно изготавливаемых двигателей АИ-9В и ТВ3-117 (рис.6), модернизированного для работы на газе.
(рис.6)
Кроме того, в ходе переговоров с потенциальными заказчиками специалистами ОАО «Мотор Сич» была выявлена необходимость обеспечения заданной мощности электростанции (класс мощности 1МВт) в условиях жаркого климата. Это послужило основанием для разработки новой газотурбинной электростанции ПАЭС 1100Г-Т400.
Применение в составе данной электростанции промышленного газотурбинного двигателя ТВ3-237 АГ, разработанного на базе турбовинтового двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1, имеющего большую термодинамическую мощность, позволило не только существенно повысить мощность электростанции (более 1100 кВт) но поддерживать её номинальную величину при значительных температурах наружного воздуха (до +40°С). Электростанция ПАЭС1100 выполнена на базе полуприцепа фургона, что позволяет значительно снизить внешние габариты и материалоёмкость, а также повысить мобильность данного изделия.
Таким образом, электростанции ЭГ1000 и ПАЭС1100 предназначены закрыть нишу низковольтных электростанций, обеспечивающих (без применения дополнительных высоковольтных подстанций и распределительных устройств) потребность в источниках электроэнергии малой мощности, для питания собственных нужд различных объектов как в качестве резервного, так и основного (при отсутствии промышленной сети) источника питания.